Перевести страницу

Рубрика

Донские чтения 09.11.2013г.

1. Обзор новинок выпуска монет России, СНГ и Европы. Тараканкин Андрей Павлович.
2. Альбрехт Дюрер в филателии. Губский Валерий Николаевич.
3. Угольные печатки. Руденко Игорь Витальевич.
4. Монеты современной России, разновидности рублей. Чеботарев Александр Анатольевич.
5. Награды Временного Правительства. Копылов Константин Евгеньевич.
6. Символы Войска Донского. Семендяев Виталий Петрович.

  

 

 

* * * * *

Тараканкин Андрей Павлович.

Обзор новинок выпуска монет России, СНГ и Европы.

 

 

Новые монеты Банка Росии (Республика Северная-Осетия Алания, Республика Дагестан), монетная программа Сочи-2014. Национальный Банк Украины 30 сентября 2013 года выпустил монету, посвященную 70-летию освобождения Донбасса, 100 лет Национальной музыкальной академии Украины имени П. И. Чайковского» серии «Высшие учебные заведения Украины», памятная монета «Нестор Махно», и другие... Приднестровский республиканский банк 28 октября 2013 года выпустил памятную серебряную монету «40 лет ЗАО «Тиротекс» серии «Промышленность Приднестровья». Национальный банк Республики Беларусь 23 сентября 2013 года выпустил еще три монеты серии «Красота цветов». Монеты: Настурция, Подсолнечник, Ирис и монеты серии Знаки Зодиака 2013: Козерог, Водолей, Рыбы. 15 октября 2013 года ввел в обращение ряд памятных монет серии «Православные святые. 2013»: «Преподобная Евфросиния Полоцкая. 2013», «Преподобный Серафим Саровский. 2013», «Преподобный Сергий Радонежский. 2013», «Святитель Николай Чудотворец. 2013», «Великомученик и целитель Пантелеимон. 2013» и др...

 

* * * * *

Губский Валерий Николаевич.

Альбрехт Дюрер в филателии.

 

 

Репродукции: название картины, рисунка, гравюры - год создания и в каком музее находится.
По хронологии автопортреты с демонстрацией филателистического материала.
Отличие полного набора выпусков английских и французских колоний.
Картины А. Дюрера часто используемые в филателии.
Демонстрация рисунков А. Дюрера на марках и блоках.
Гравюры А.Дюрера на блоках и люкс-блоках.
Другие тематики куда вошли работы А. Дюрера: персоналии, фауна, флора, спорт, космос.
Альбрехт Дюрер на советских марках и марках России.
Редкости: персонализированные и локальные выпуски, а так же - ошибки и пробы.

 

* * * * *

Руденко Игорь Витальевич.

Угольные печатки.

 

 

 

* * * * *

Чеботарев Александр Анатольевич.

Монеты современной России, разновидности рублей.

 

 

Модель - совокупность признаков реверса, которые невозможно (трудно) объяснить гравировкой промежуточного инструмента, изменением масштаба изображения и/или ширины канта. Например, к разным моделям будут относиться штемпеля с разной геометрией рисунка, отличающиеся расположением крупных элементов, их общей формой и относительными размерами. Штемпели, отличающиеся лишь деталями некоторых элементов, увеличенной/уменьшенной шириной канта и/или увеличенным/уменьшенным масштабом изображения будут принадлежать к одной модели. При этом нужно понимать, что при увеличении масштаба изображения или при увеличении ширины канта детали по периметру штемпеля частично скрываются за кантом (приближаются к нему). И, наоборот, при уменьшении масштаба или при уменьшении ширины канта открываются скрытые кантом детали (отдаляются от него). Как уже было написано выше, описание моделей приводятся для осмысления и наглядности эволюции реверсов. Во многих случаях знание характерных особенностей моделей, упрощает определение разновидности. Описания аверсов приведены только в тех случаях, когда на них известны разновидности...

 

* * * * *

Копылов Константин Евгеньевич.

Награды Временного Правительства.

 

  

1917 год внёс много нового в российскую действительность, в том числе и в наградную систему. Революция не признавала наград с монархической символикой и портретами императоров. Так, например, медали с портретом Николая Второго стали носить реверсом наружу. 16 марта Временное правительство постановило производить награждения только за боевые отличия, продолжалась мировая война... 

 

* * * * *

Семендяев Виталий Петрович.

Символы Войска Донского.

 

 

Этот доклад является продолжением предыдущего о связи донской печати с оленем, пронзённым стрелой и раннего герба города Самбора. Считаю своим долгом отметить то, что на сходство их сюжетов обратила моё внимание сотрудница краеведческого отдела городской библиотеки Новочеркасска Кондратюк Иванна Ивановна. Ростовский историк Бойко Александр Иванович помог мне выяснить датировку грамоты Петра I в Посольский приказ, о которой речь пойдёт ниже. И в дальнейшем уповая на получение труднодоступных материалов, в начале этого доклада мне хотелось бы повторить слова Александра Ивановича Ригельмана из вступительной части его «Истории о донских казаках...»: «...если есть что недостающее или излишнее, а иное что и неисправно писанное, во оном униженно прошу благосклонного читателя меня, невежду, извинить, и буде можно пожаловать приложить свой труд поправить, то тем меня, охотного слугу своего, одолжить премного изволит»...


Генерал Ригельман – строитель и комендант крепости Святого Димитрия Ростовского известен как первый историк донского казачества. В своей работе, опубликованной в 1778 г., он так говорит о донских печатях (фото 1, 2): «От начала ж оное Войско, или Правительство оного, имело и ныне ещё имеет небольшую печать с изображением оленя, поражённого стрелою... Оную употребляли, да и ныне употребляют, по Войску своему.
Если что малое какое повеление следует послать, то от Канцелярии за печатью оною дьяк... писаное повеление без закрепы посылает, что приемлется за повеление Войсковое. Войско сие и другую печать, большую, жалованную Государем Петром Первым, имеет, с изображением на оной сидящего на бочке голого Козака... За сею печатью Войсковая Канцелярия посылала повелительные грамоты... и отписки в Сенат и Коллегии, также и промемории в подлежащие места».


Краснов в своих «Картинах былого Тихого Дона» так описывает историю пожалования Петром I печати: «20 апреля 1709 года царь Пётр гулял по Черкасску... Увидев молодца в одних портах, но с саблей и ружьём, Пётр подошёл к нему.
– Эй, отвага-молодец, - сказал царь казаку, - для чего не продал ты ружьё вместо рубахи? За него дали бы много. А за рубаху ты и осьмухи не получил.
– Сбыть ружьё казаку не пригоже, - мрачно отвечал казак, с ружьём я и службу царскую отбуду, и шёлковую рубаху добуду!
Понравился ответ царю. Уезжая в тот же день и прощаясь с провожавшим его атаманом, царь спросил:
– А что, есть в войске Донском – герб?
Ему отвечали, что на отписках донских атаманов из древние времён ставилась войсковая печать: иногда – олень, пронзённый стрелой, иногда – казак верхом на бочке. Петру понравился второй герб, и он приказал его так рисовать: на бочонке сидит казак, нагой до пояса, поднявши над головою ружьё. Герб этот был в войске с 1709 года до 1805 года, почти сто лет...


Перемены, которые делал в управлении Россией Пётр, коснулись и войска Донского. Раньше перепиской с войском, посылкой жалованья, жалобами, или, как тогда называли – челобитными – казаков ведал Посольский приказ, то есть на казаков смотрели в Москве как на другое государство...


В 1716 году войско Донское перешло из Посольского приказа в ведение только что учреждённого Петром Правительствующего Сената. Ниже будет показано, что Краснов не только допустил неточности в датах пожалования печатей-«гербов», но, скорее всего, выдал одну из казачьих легенд о появлении новой печати за реальное историческое событие.


© "Донские чтения", г.Ростов-на-Дону, пр.Шолохова 156/1, 9 ноября 2013 года.