Перевести страницу

Рубрика

Символ былой вольницы

Самая первая печать Войска Донского изображала оленя, стоявшего перед деревцем с покорно опущенной головой, в бок которого была воткнута стрела, о чём свидетельствовала и надпись на печати: "ЕЛЕНЬ ПОРАЖЕНЪ СТРЕЛОЮ *П.В*". Литеры в этой надписи обозначали печать войсковую. Символику этой печати в литературе прошлого века связывали с историей возникновения казачества на Дону. Как раненные олени спасались от преследовавших охотников, так и лихие люди бежали на Дон, не желая мириться с вечной неволей или несправедливым судом. Олень, водившийся целыми стадами на Диком Поле, изображённый на печати, великолепно характеризовал охотничий образ жизни военно-промысловых артелей, в которые собирались прибывающие на Дон. Исходя из такого объяснения изображения на древней донской печати, его справедливо можно было бы считать символом былой казачьей вольницы.

 

Известна грамота донцам от Ивана Грозного, в которой он приказывал провожать своих послов, следующих к татарам, датированная 1570г. От этой даты повели отсчёт истории Войска Донского. Для отписок русскому царю донским казакам, возможно, уже в то время нужна была печать. Но т.к. инициатива в такой переписке всегда исходила от царя, печать, скорее всего, донцам была пожалована. В подтверждение этого говорит тот факт, что подобное изображение мы находим и на полковой печати Бугогардовской паланки Запорожского казачьего войска. Но если кто - то из запорожских казаков, проучившись в Бурсе, мог знать эту эмблему, издавно помещаемую в европейских сборниках - "эмблематах", то учитывая уникальность книг в XVIв., такая информация едва ли могла быть доступна донским казакам.

 

На гербе западно-украинского города Самбора, данном ему по Магдебургскому праву ещё в 1380г., был изображён вздыбившийся красный олень, поражённый стрелой в шею (в оконечности герба был помещён густой бор, что делало его "говорящим": считалось, что город получил своё название от слов "САМый БОР"). Стрела на этом гербе указывала на постоянную угрозу нападения на город. Такое объяснение хорошо согласуется и с положением донских казаков на Диком Поле в предполагаемое время появления у них печати.

Русские художники ещё в XVIв. использовали европейские сборники эмблем с их расшифровками, толкованиями и объяснениями. Изначальный смысл этих эмблем описан Рудольфом Кохом в "Книге символов", "Эмблемате" (Серия "Символы", изд. Ассоциации Духовного Единения "Золотой Век", Москва, 1995г.). Олень, раненый стрелою в бок, здесь объясняется как "символ оскорблённой совести, от которой тщетно уйти, и как бы то ни было, мы всегда носим свою боль с собой". А убегающий прочь олень, поражённый стрелой,- словами: "Ему не спастись бегством, когда несчастье уже постигло нас, то где мы можем найти от него спасение".

Таким образом, если верно предположение, что ранняя печать донских казаков была пожалована им русским царём, то становится понятным, какой смысл вкладывался в изображение на ней: даже сбежав на Дон, подданные царя остаются по-прежнему в его власти. Если стрела поразила оленя, свобода потеряна им навсегда.

 

Воплощая идею полного уничтожения былой автономии Войска Донского, Пётр I в 1704 г. пожаловал новую печать с сидящим верхом на бочке нагим казаком в папахе, с ружьём в правой руке и саблей на боку, держащим в другой руке рог для наполнения чарки, стоящей перед ним на бочке. На печати была надпись вокруг указанного изображения: "Печать Воиска Донскаго" и разграничивающий её четырёхконечный крест. Смысл новой эмблемы, задуманный Петром: единственная подмога донскому казаку - служба царская. Потому и ответ казака, пропившего свою одежду, Петру был: "Сбыть ружьё казаку не пригоже, с ружьём я и службу царскую отбуду, и шёлковую рубаху добуду."

 

5 октября 1803г. был Высочайше утверждён герб Черкасска и Земли Войска Донского. Этот герб "по наследству" перешёл к новой столице донского казачества - городу Новочеркасску (современный герб полностью соответствует утверждённому в 1803г.). Но 5 июля 1878г. с учётом изменений, возникших во время реформы гербов, проведённой ещё в самом начале царствования Александра II, им был утверждён новый герб г.Новочеркасску и Области Войска Донского. При этом герб 1803 г. перешёл к станице Старочеркасской. В главе, как старого, так и нового герба Области Войска Донского (в верхней части щита) в золотом поле был возникающий чёрный двуглавый орёл (верхняя его часть). В российской территориальной геральдике это был знак почётного добавления, обозначающий то, что герб пожалован по особой монаршей милости. Кроме этого, как говорится в описании этих гербов, в них были показаны эмблемы, пожалованные Войску Донскому Петром Великим и Елизаветой Петровной (войсковые регалии: пернач, бобылев хвост, две насеки, булава и бунчук).

Щит нового герба в соответствии с указанной реформой был увенчан древней Царской короной, а за ним четыре Императорские знамени были соединены Александровской лентой.

 

Печать Масалоновского начального училища Таганрогского округа Области Войска Донского (ОВД) с гербом

 

Печать Масалоновского начального училища Таганрогского округа Области Войска Донского (ОВД) с гербом 1803г.

Водопроводный жетон с гербом ОВД 1878 г.

 

Водопроводный жетон с гербом ОВД 1878 г.

 

Известны и знамёна Войска Донского периода его вольницы. Из них три знамени, хранящиеся в Оружейной Палате Московского кремля относят ко времени Сибирского похода Ермака. На одном из этих знамён изображена используемая самим Иваном Грозным эмблема: поединок льва с единорогом. На другом - Архангел Михаил и Иисус Навин. Известно и знамя Ермака с изображением Святого Дмитрия и другие знамёна казачьей вольницы с изображениями Спасителя и Божьей Матери. На знамёнах 1614г. и 1646г. изображён двуглавый орёл, на груди которого "государев образ на коне, колет змия". (Яковлев Л. "Русские старинные знамёна", часть 1, М., 1865.) Знамя 1646г. было пожаловано Войску Донскому от Алексея Михайловича и впоследствии донцы присягали под ним царям.

 

Так был ли у донских казаков символ их былой вольницы, пусть рождённый позже вымыслом художника? Символом их столицы, символом их славы давно уже справедливо считают памятник Ермаку. Попытаемся разгадать основной замысел его создателей и понять, какой смысл тогда вкладывался в давно истёршуюся фигуру, украшающую доспех бронзового Ермака.

 

Памятник Ермака

Памятник Ермака  

 

 

"Каждый памятник должен представлять собой известную идею, а эта идея должна быть выражена в такой ясной и наглядной форме, которая была бы понятна всем и говорила сердцу и уму людей о великих деятелях, оставивших неизгладимый след своей деятельности в исторической жизни народа". Так писал во время работы над проектом памятника Ермаку в г.Новочеркасске скульптор Михаил Осипович Микешин.

 

Идея показать трофей Ермака как наглядный символ покорения Сибири возникла у Микешина ещё при создании своего первого памятника - "Тысячелетие России" в г.Новгороде. На его барельефе в скульптурной группе "Военные люди и герои" с непокрытой головой "на диком бреге Иртыша сидел Ермак, объятый думой" в трофейном халате. Древние мусульманские эмблемы - полумесяц и шестиконечная звезда с отверстием, которыми был "усеян" весь трофейный халат, не затрагивали православные чувства донского атамана. Из-под халата выглядывала блестевшая на кольчуге большая шейная медаль с двуглавым орлом, опустившим свои крылья - награда Ивана Грозного. Бесполезный после боя кистень валялся под ногами атамана. Но сибирская корона (именно её держит Ермак на памятнике в Новочеркасске) здесь отсутствовала даже на своём законном месте - гербе Сибири, украшавшем обломанный щит, прислонённый к левой ноге Ермака. Другой ногой он наступал на разбитый вечевой колокол, около которого, скорбно опустив голову и горестно ломая руки, стояла Марфа - посадница. Ермак словно заявлял о ещё неутраченной вольнице донских казаков.

 

По рисунку Микешина эту часть рельефа лепил скульптор Николай Акимович Лаверецкий. У него впоследствии учился Владимир Александрович Беклемишев, которому после смерти Микешина поручили воплощать его Высочайше утверждённый проект памятника Ермаку в г.Новочеркасске. Известна открытка с изображением предполагаемого вида этого памятника, выпущенная незадолго до отливки бронзовой статуи Ермака. На ней, как и на всех эскизах проектов скульпторов Микешина и Беклемишева, хранящихся в Новочеркасском музее истории донского казачества (НМИДК), корона в правой руке Ермака не имеет креста. "В ясной и наглядной форме" было выражено, что это - корона иноверцев, трофей Ермака. В левой руке донского атамана - царский стяг с навершием в виде двуглавого орла. В № 66 "Донской речи" от 11.06.1889г. говорится, что по проекту Микешина статуя изображала покорителя Сибири во весь рост, с открытой головой, в кольчуге. Сбоку у него был меч, на поясе кистень, через плечо пищаль. В левой руке у атамана был царский стяг, увенчанный государственным орлом старого стиля. В правой руке атаман держал позолоченную корону Сибирского царства.

Из этого описания становится понятным, что по замыслу Микешина в руке Ермака - его собственная, снятая со своей головы трофейная сибирская корона. Но на упомянутых эскизах Ермак уже в шлеме. Он показан спускающимся со скалы. Под тяжестью короны его правая рука согнута в локте. Правая нога подана вперёд и ступила вниз с вершины скалы. На эскизе Микешина есть надпись, из которой становится понятно, что атаман спускается к "дикому брегу Иртыша", что никак не увязывается с общепринятой идеей, по которой корону он несёт в дар Москве.

 

Подлинный эскиз памятника Ермаку скульптора Беклемишева В.А.

Подлинный эскиз памятника Ермаку скульптора Беклемишева В.А.

 

Для чего по замыслу Микешина Ермак должен был нести корону и царский стяг к подножию скалы мы поймём, увидев постоянный экспонат НМИДК - гипсовую модель памятника по первоначальному проекту Микешина. В подножие скалы здесь вмурован аналой - "высокий столик откосом, с наклонною столешницею, для чтения стоя, для положения святой иконы" (В.И.Даль "Толковый словарь живого великорусского языка"). На аналое на подушке лежит сибирская шапка - корона. И здесь в верхней части короны нет креста, так как это корона земли нехристианского вероисповедания. Сзади на подушку уселся двуглавый орёл, охраняющий корону. Орёл, как и на государственном гербе России времени покорения Сибири Ермаком, опустил свои крылья.

На аналои в чине венчания на царствование в то время укладывали регалии: крест, бармы и корону. Позднее, дополнительно скипетр и державу. Государственные знамя, меч и печать были включены в чин венчания при Елизавете Петровне. При освящении этого знамени его помещали на подставке между двумя аналоями, полковое же знамя ставилось около аналоя. При этом военнослужащие полка, выстроенные перед аналоем, подняв выше головы прижатые друг к другу указательный и средний пальцы правой руки вполголоса повторяли за священником текст присяги на верность службе. Православные присягали, целуя лежащие на аналое Евангелие и Святой Крест. Но перед иноверцами на вынесенном из православной церкви аналое могли находиться только нехристианские символы власти царя. Так с 1844 г., оказывая дань уважения к религиозным чувствам иноверцев, для возможности их награждения Георгиевским крестом, ввели даже специальный его тип. В медальоны вместо изображения святого Георгия и его вензеля поместили герб Российской империи - двуглавый орёл (хотя при этом на груди орла находился щит с таким же изображением этого святого, да и сама крестообразная форма награды представляла собой христианский символ).

 

На гипсовой модели памятника в левой руке Ермака знамя без навершия. Его утрата в советское время может косвенно свидетельствовать о том, что ранее там был двуглавый орёл, а в руке донского атамана царский стяг. Учитывая то, что здесь использованы символы власти царя без каких бы то ни было христианских знаков, можно предположить, что тем самым Микешин хотел показать момент подведения Ермаком к присяге иноверцев Сибири. Ермак на моделе показан неподвижно стоящим на вершине скалы, в шлеме, в накинутой на доспех шубе, с опущенной булавой в правой руке, с саблей в ножнах на боку. Цензура не "дозволила" помещать под ногами донского казака символы власти царя, а потом - показывать Ермака с открытой головой. В последнем случае выходило бы, что раз он держал снятую со своей головы корону, то присягают иноверцы именно ему, а не русскому царю.

 

Конечно, наличие царского стяга у атамана затрудняло понимание такой идеи. И то, что это знамя Беклемишев превратил в ратное, изменив вид навершия на православный крест, может как раз свидетельствовать о том, что указанная идея соответствовала его собственному замыслу. Но в окончательном варианте был изменён и вид короны. Из трофейной, она превратилась в шапку алтабасную с крестом наверху. Эта корона была принята по Высочайшему повелению Александра II в качестве геральдической короны Сибирского царства во время вышеупомянутой реформы гербов. Её изготовили ровно через сто лет после гибели Ермака для царя Ивана Алексеевича V. Выходит, что скульптор показал Ермака спустя сто лет, протягивающим корону на юг, в сторону столичного городка вольных донских казаков - Черкасска.

 

Подойдём сзади к памятнику Ермаку. Мы увидим в конце надписи на отполированной части гранитной скалы слова Н.М.Карамзина. А перечитав VI главу IX тома его "Истории государства Российского" о первом завоевании Сибири, несомненно, обратим внимание на слова: "...узнал его по железным латам с медною оправою, с золотым орлом на груди..." Обратим внимание потому, что вспомним - передняя пластина доспеха Ермака на памятнике украшена двуглавым орлом. Детали его изображения снизу тяжело разглядеть даже с помощью оптического прибора. Один из лучших специалистов своего времени в обработке бронзы, Беклемишев почему то не пытается чётко выразить барельеф орла. Снизу орёл, поднявший свои крылья, как и на всех подобных доспехах воевод, выглядит как государственный герб, правда относящийся к более позднему времени.

Беклемишев в символической форме показал замысел своего проекта памятника Ермаку 1890г., эскиз которого находится в НМИДК. На этом эскизе показан поединок донского атамана с сибирским ханом. В одной руке у Ермака булава, а в другой высоко поднятой - шапка-корона, отнятая у лежащего на спине под его ногами и цепляющегося за скалу хана. Правой ногой Ермак наступил на его халат, не давая сползти со скалы. Протянув старческую руку, хан словно просит атамана о пощаде.

  

Проект памятника Ермаку в г.Новочеркасске. Скульптор В.А. Беклемишев. 1890г.

  Проект памятника Ермаку в г.Новочеркасске. Скульптор В.А. Беклемишев. 1890г.

 

"Сильнейший в бою" - такой смысл вкладывался в старословянское слово "орёл". И орёл на доспехе символизирует самопровозглашённого воеводу царя - Ермака. В левой лапе орла - бюст сибирского хана, в правой, как и в деснице Ермака на новочеркасском памятнике шапка-корона. Но почему левое крыло орла, под которым двумя волнистыми линиями показано его предыдущее положение, поднято выше его правого крыла? Левое крыло орла на пластине доспеха обращено на северо-восток, за Урал. Только с покорением Сибири орёл Руси смог расправить это своё крыло. А сибирскую корону в своей правой лапе орёл протягивает на юго-запад, в направлении на Дон.

 

Государственный герб России всегда символизировал самого государя. Вначале ездец на коне, поражающий змея, обозначал его образ, а не образ Святого Георгия. В лапы двуглавого орла, на его шею и над головами помещали те же регалии, что и у царя. Точно так же и Беклемишев, чтобы подчеркнуть, что на доспехе Ермака его символ победы, помещает в соответствующую лапу орла корону, которую держит в деснице атаман по Высочайше утверждённому проекту Микешина.

  

Изображение на передней пластине доспеха Ермака

  Изображение на передней пластине доспеха Ермака

 

Языком геральдики Беклемишев раскрывает свой замысел: шапка алтабасная - это трофей донского атамана. На щите, закрывающем грудь орла, многократно повторена дата покорения Сибири: 7090г. от Сотворения Мира, обозначенная старословянскими буквами: "ЗЧ". Этот же год от Рождества Христова высечен арабскими цифрами на плите постамента под орлом.

 

Известно, что введённые в 1625г. при Михаиле Фёдоровиче в государственный герб три короны (впервые три короны над головами орла появились ещё при Лжедмитрии) знаменовали три великих покорённых царства: Казанское, Астраханское и Сибирское. Вероятно, основываясь на былинах-песнях, собранных А. Пивоваровым (изданы в Новочеркасске в 1885г.), были помещены на головы орла великокняжеские короны, обозначая участие донских казаков во взятии Казани и Астрахани.

 

Для воплощения идеи Микешина буквально всё Беклемишевым было изменено в позе, находящегося на вершине скалы, Ермака. Именно так и только так можно было показать донского атамана, осеняющего короной в вытянутой правой руке покорённую Сибирь и подводящего под свою атаманскую руку её народ.

Но действительно ли такая идея памятника могла быть известна и понятна в то время? Он был открыт за год до начала Первой Русской революции, в которой донские казаки безоговорочно выступили на стороне царя. Зеркалом этой революции справедливо был назван великий писатель Лев Толстой. Но столь же справедливо Льва Толстого можно было назвать и "зеркалом исторической жизни народа", используя слова Микешина, приведённые в этой статье. Ещё в 1886г. им были написаны так называемые "народные рассказы", среди которых был и рассказ "Ермак (история)". Вот что в нём написал Лев Толстой: "...Как забрал Ермак всю эту землю, послал Ермак посла к Строгановым и письмо: "Я, говорит, Кучума город взял, и Маметкула в плен забрал, и весь здешний народ под свою руку привёл..."

 

Известно, что Лев Толстой был самым читаемым писателем дореволюционной России. Поэтому его письмо Ермака, несомненно, было известно большинству образованных людей того времени. Дальше в этом письме и сразу после него в рассказе есть такие слова: "...А добра в здешней земле и конца нет. "И послал он дорогих мехов: лисиц, куниц и соболей." И всем было понятно, что ясак этот был получен Ермаком не на манер монголо-татарского ига, а законным путём, подведя под свою руку сибиряков. Добровольное их верноподданство и было самым главным в покорении Сибири Ермаком. Его Великую победу знаменует сохранившийся на памятнике в Новочеркасске символ былой донской вольницы. 28 (15) сентября 1918г. проходивший в городе Новочеркасске Большой Круг утвердил герб Всевеликого Войска Донского, составленный по символике первой донской печати: на голубом поле серебряный олень, пронзённый золотой стрелой.

11 февраля 2010 г. вступил в силу Указ Президента № 168 от 9 февраля 2010г. "Об учреждении гербов и знамён войсковых казачьих обществ, внесённых в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации". В соответствии с ним герб войскового казачьего общества "Всевеликое войско Донское" имеет следующее описание: "В лазоревом поле, под червлёной главой, - идущий влево серебряный олень с золотыми рогами и копытами, поражённый золотой стрелой. В червлёной главе - возникающий золотой двуглавый орёл - главная фигура Государственного герба Российской Федерации. За щитом, в косой крест, - четыре золотых знамени, на полотнищах которых - Государственный герб Российской империи периода царствования императора Николая II. Древки знамён перевиты червлёной, с узкой серебряной каймой, лентой."

Из описания этого герба видно, что компоновка фигур за его щитом повторяет соответствующую из герба Войска Донского 1878г. Вот только древняя Царская корона не увенчивает щит герба, наверное потому, что он относится к так называемым корпоративным, а не земельным гербам. Для них, в соответствии с Кодексом Русской Геральдической Коллегии, "для отражения рода деятельности организации" обязательна "профессиональная" корона. Разумеется, никакая из рекомендованных Кодексом корон не может в полной мере отражать патриотический род деятельности казачьего общества. Всевеликое войско Донское всегда чтило традиции и историю казачества. Увенчивать щит его герба, несомненно, в честь покорения донскими казаками Сибирского царства, должна шапка алтабасная.

 

Виталий Семендяев. Но почему Беклемишев из всех наверший древних русских стягов, имеющих форму наконечников пик и копий, как правило, лишённых каких бы то ни было символов, "безобидных" для религиозных чувств присягающих иноверцев, выбрал то, в основе которого был восьмиконечный крест - символ православия? Ответ вы найдёте в иллюстрированном очерке: "Таинственный фрагмент памятника Ермаку в г.Новочеркасске", выпущенном в двух частях: "Секрет скульптора" и "Сильнейший в бою".

 

Автор просит замечания и сведения об истории создания памятника Ермаку присылать по адресу:
346410, г.Новочеркасск-10, а/я 17, Семендяеву Виталию Петровичу.
Контактный телефон: +7 (918) 576-40-79.